Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

В ГКДОУ № 2 "Алёнка" г.о. Тореза функционирует 3 группы. Каждая возрастная группа имеет свою групповую ячейку, которая включает в себя: раздевальное помещение, совмещённое туалетное и умывальное помещение и групповое помещение, которое совмещает в себе игровую, учебную и обеденную зоны. Все помещения оснащены необходимой мебелью по количеству обучающихся (стулья, столы, трёх ярусные раздвижные кровати-комоды, шкафы для раздевания). Групповое помещение оснащено играми и пособиями, а так же игровым оборудованием в соответствие с реализуемой основной общеобразовательной программой и возрастом обучающихся.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Материально-техническая база образовательного учреждения приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, необходимого учебно-материального оснащения образовательного процесса, создает соответствующую образовательную и социальную среду.

Предметно развивающая среда дошкольного учреждения, работающего по Федеральной образовательной программе .

Цель: Создание условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы «Детство» и основной образовательной программы дошкольного образования.

Задачи:

  • Создавать атмосферу эмоционального комфорта
  • Создавать условия для физического развития
  • Создавать условия для творческого самовыражения
  • Создавать условия для проявления познавательной активности детей
  • Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки
  • Создавать условия для участия родителей в жизни группы.

Принципы организации предметно-развивающей среды:

  • соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы «От рождения до школы»
  • соответствие возрастным особенностям и интересам детей
  • соответствие требованиям действующего СанПиН
  • Открытость среды для преобразований
  • Современность среды
  • Эстетика среды
  • Комфортность среды

Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОУ соответствуют требованиям действующего СанПиН .

Материальная база в ДОУ и предметно-развивающая среда в групповых комнатах создана с учётом требований ФГОС, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы дошкольного образования. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности воспитанников.

 Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого воспитанника.

Групповые комнаты.

    Организованная предметная среда в детском саду предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости. В нашем детском саду постоянно поддерживаются все условия для оптимально – результативной организации образовательного процесса.

В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий разнообразными видами деятельности. Помещения групп детского сада оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности воспитанников. Групповые помещения ДОУ имеют комнату для раздевания, игровую, спальную и туалетную комнаты.

      Созданная с учетом возрастных особенностей воспитанников и современных требований, развивающая среда в группах формирует игровые навыки у воспитанников и способствует развитию личности. В целом она организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые для осуществления любой деятельности были доступны воспитанникам и убирались ими на место самостоятельно, что дает возможность обеспечивать в группах порядок и уют. При создании предметно-развивающей среды в групповых комнатах также учтена гендерная специфика.

    В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования в группах выступают общие закономерности развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности воспитанника, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности воспитанника.

- В каждой возрастной группе есть «зеленые уголки» с различными видами растений, собраны коллекции и гербарии. Имеющийся в ДОУ материал и правильная его организация способствует, таким образом, формированию у воспитанников бережного и уважительного отношения к живой природе и удовлетворению интереса детей к «братьям нашим меньшим». В подготовительных к школе группах имеется своя мини лаборатория.

- В каждой возрастной группе имеются дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимая для организации разных видов деятельности воспитанников.

- В каждой группе имеются разные виды театров, ширмы для показа кукольного театра, игр - драматизаций, атрибуты для режиссерских игр.

- В группах имеются аудиотеки, которые помогают созданию музыкальной эмоционально-насыщенной среды на занятиях и в свободной деятельности. Оборудованы центры музыкального развития воспитанников, содержащие музыкально- дидактические игры и пособия, детские музыкальные игры, разнообразные атрибуты.

- Приемные имеют информационные стенды для родителей, постоянно действующие выставки детского творчества.

Предметно-развивающая среда в групповых помещениях, обеспечивает реализацию основной образовательной программы ДОУ, включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –физическому, социально-личностному, познавательно – речевому и художественно-эстетическому, а так же совместную деятельность взрослого и ребенка и свободную самостоятельную деятельность самих воспитанников.

Группа "Гномики"

Игровая, спальня, буфетная, туалетная, раздевалка.
Функциональная роль: Для организации жизнедеятельности детей: - режимных моментов, связанных с питанием, сном, гигиеническими процедурами; - специально организованной образовательной деятельностью; - самостоятельной свободной деятельности детей; - совместной деятельности детей и взрослых.
Оснащения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет, в связи с их отсутствием.

Группа "Незабудки"

Игровая, спальня, столовая, туалетная, раздевалка
Функциональная роль: Для организации жизнедеятельности детей: - режимных моментов, связанных с питанием, сном, гигиеническими процедурами; - специально организованной образовательной деятельностью; - самостоятельной свободной деятельности детей; - совместной деятельности детей и взрослых.
Оснащения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет, в связи с их отсутствием.

Группа "Васильки"

Игровая, спальня, столовая, туалетная, раздевалка
Функциональная роль: Для организации жизнедеятельности детей: - режимных моментов, связанных с питанием, сном, гигиеническими процедурами; - специально организованной образовательной деятельностью; - самостоятельной свободной деятельности детей; - совместной деятельности детей и взрослых.
Оснащения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет, в связи с их отсутствием.Игровая, спальня, столовая, туалетная, раздевалка
Функциональная роль: Для организации жизнедеятельности детей: - режимных моментов, связанных с питанием, сном, гигиеническими процедурами; - специально организованной образовательной деятельностью; - самостоятельной свободной деятельности детей; - совместной деятельности детей и взрослых.
Оснащения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет, в связи с их отсутствием.

Напрвление работы: Осуществление творческих педагогических проектов социально-коммуникативной познавательной ,речевой,художественно-эстетической напрвленности.

Формы взаимодействия:

  • экскурсии
  • виртуальные путешествия
  • организованная познавательная деятельность
  • игровая деятельность
  • художественно-речевая деятельность
  • театрализованная деятельность
  • праздники и развлечения
  • мастер-классы

Наличие оборудованных библиотек

Специального оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОУ не предусмотрено. Библиотека располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в себя:
· Книги для воспитателя (методическая и справочная литература),
· Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
· Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные образовательной программой, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.

    Методическая литература размещена по разделам:

    • «Речевое развитие»,
    • «Физическое развитие»,
    • «Социально-коммуникативное развитие»,
    • «Познавательное развитие»,
    • «Художественно-эстетическое развитие»,
    • «Справочная литература» ( различные энциклопедии, справочники).

    Наличие оборудованных объектов спорта

    Спортивный зал совмещен с музыкальным залом.

    Музыкальный зал оборудован для проведение музыкальных и физкультурных занятий, праздников, утренников, досугов, развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех возрастных групп, утренней гимнастики с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, культурно-массовых мероприятий.

    В ДОУ созданы условия для полноценной двигательной деятельности воспитанников, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован музыкальный зал, совмещённый с физкультурным залом.

    Здесь проводятся музыкальные и физкультурные занятия, утренняя гимнастика, досуги, праздники и развлечения.

    Музыкальный зал оснащен детскими  развивающими музыкальными играми, атрибутами. Имеется оборудование для театрализованных игр, разные виды театров, элементы костюмов для  режиссерских игр, игр-драматизаций, подобрано оснащение для разыгрывания сказок и спектаклей: ширмы для кукольного театра, костюмы,  маски, театральные атрибуты.

    Для удобства и координации работы физкультурных и музыкальных мероприятий, зал работает по графику.

    В зале имеется оборудование для занятий спортом (тренажеры, гимнастические скамейки, мячи, обручи, кегли, и т.д.) Для создания эмоционального настроя воспитанников в зале имеется фортепиано, музыкальный центр, плазменный телевизор, мультимедийное оборудование.

    В  спортивном зале имеется разнообразный спортивный инвентарь: массажные дорожки, степы, беговые дорожки, дуги разного размера, кольца для метания мячей,сенсорные мячи, мягкие объемные модули, коврики массажные, детские маты, гимнастические скамьи,гимнастические палки, коррекционные мячи, обручи, лабиринт, ребристые досточки, кегли.

    Спортивные уголки в группах имеются мячи, скакалки, кегли, массажные коврики, степы,обручи, ленты, кольцебросы, мешочки с грузом, сенсорные мячи.

    №  Спортивный объект Функциональное назначение
    1 Спортивный зал Используется для проведения занятий физической культурой, утренней гимнастики с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех возрастных групп, оказание дополнительных платных образовательных услуг спортивно-оздоровительной направленности
    2 Спортивная площадка Используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице, организации прогулок

    Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

    Средства обучения и воспитания

    Средства обучения и воспитания, используемые в ГКДОУ № 2 "Алёнка" для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

    Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и обучающихся, так и самостоятельной деятельности бучающихся не только в рамках образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

    Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. 

    Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:

    • учет возрастных и психологических особенностей детей;
    • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
    • учет дидактических целей;
    • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

    Выбор средств обучения зависит от:

    • возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
    • типа и структуры занятия;
    • количества детей;
    • интереса детей;
    • конкретных образовательных задач;
    • особенностей личности педагога, его квалификации

    Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

    Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).

    В учреждении подключен Интернет.
    В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления - 4 компьютера, 1  музыкальный центр.
    В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
    Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет: во-первых, повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, так как:

    • включение в образовательную деятельность мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
    • сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.

    В ДОУ создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
     На сайте ДОУ размещаются информация и документы, касающиеся организации образовательного процесса в ДОУ.

    Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

    Для сотрудников имеются компьютеры и интернет.

    Эти ссылки на информационно-образовательные ресурсы могут быть Вам полезны:

    официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru;

    федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru;

    международный образовательный сайт портал "maam.ru" - https://www.maam.ru 

    Публикация «Электронные образовательные ресурсы ДОУ» размещена в разделах "Темочки"

    Учреждение подключено к сети Интернет. В ДОУ создана локальная компьютерная сеть с выходом в интернет в каждой группе.
    Имеется:

    Оснащения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет, в связи с их отсутствием.

    Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.

    Доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ.

    Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.

    Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).

    В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 3 компьютера,  которые имеют выход в Интернет.

    В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интренет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.

    Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет: повысить эффективность образовательного процесса, так как: включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность; использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе; сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.

    В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.

    На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – документы, регламентирующие работу детского сада.

    ДОУ имеет доступ к сети Интернет.

    Контракт об оказании услуг передачи данных и телематических услуг связи (Интернет) заключен с оператором связи Ростелеком

    Координация и информационно – методическое обеспечение осуществляется заведующим ДОУ.

    В ДОУ Разработано и утверждено:
    Положение об официальном сайте в сети-Интернет
     

    Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

    В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

    О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

    Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie